В последние годы мы все чаще слышим о случаях мошенничества с банковскими картами. И, несмотря на то, что банки уверяют своих клиентов в надёжности и безопасности использования карт, мошенники находят всё новые способы изъятия денег с карточных счетов.

Содержание статьи

Что делать клиенту банка, если он обнаружил факт списания денежных средств со своей карты

Данный вопрос в части взаимоотношений клиента и банка сегодня урегулирован Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Законом установлен ряд обязанностей банка и клиента, от соблюдения которых зависит, будут клиенту возвращены суммы, похищенные с его счета, или нет.

Обязанности банка в случае мошенничества

Важнейшей обязанностью банка является информирование клиента о каждой операции путем направления клиенту уведомления в порядке, установленном договором с клиентом, которое включает в себя, в том числе, указание времени уведомления клиента с момента совершения операции. Наиболее распространенными способами уведомления клиента, применяемыми на практике, являются SMS-сообщения, Push-уведомления и сообщения по электронной почте.

При выявлении банком операций, соответствующих признакам перевода денежных средств без согласия клиента, банк должен приостановить использование клиентом банковской карты и предоставить ему соответствующую информацию.

Обязанности клиента в случае мошенничества

На клиенте также лежит обязанность незамедлительно уведомить банк в случае утраты карты и (или) в случае ее использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления об операциях, совершенных без согласия клиента. Какие-либо иные требования (например, требование обратиться в полицию) банк предъявлять клиенту не вправе.  

Способ уведомления банка устанавливается договором. На практике чаще всего используется звонок в контакт-центр банка с последующим представлением уведомления о несогласии со списанием в письменной форме.

День получения от банка уведомления о списании с вашего счета денежных средств – это не день, когда вы фактически его прочитали, а дата, указанная в полученном от банка уведомлении. Если вы вовремя не прочитали уведомление, это ваша вина.

мошенничества

Когда банк обязан возместить списанные суммы клиенту в случае мошенничества?

Банк в соответствии с законом обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия в случаях:

1) если банк не направлял клиенту уведомления о совершенных операциях;

2) если банк направлял клиенту уведомления о совершенных операциях и клиент не позднее дня, следующего за днем получения уведомления представил в банк уведомление о несогласии.

Когда банк не обязан возмещать клиенту списанные суммы в случае мошенничества?

Банк не обязан возмещать клиенту суммы несанкционированных операций в следующих случаях:

  1. Если банк надлежащим образом направлял клиенту уведомления о совершенных операциях. Но клиент не представил в банк уведомление о несогласии в установленный срок (не позвонил в банк до конца дня, следующего за днем получения уведомления);
  2. В случае, когда банк надлежащим образом направлял клиенту уведомления о совершенных операциях, и клиент вовремя представил в банк уведомление о несогласии. Но при этом банк смог доказать, что причиной возникновения несанкционированных операций, совершенных до момента представления клиентом в банк уведомления о несогласии, стало нарушение клиентом порядка использования карты. Таким нарушением может быть, в частности, сообщение третьим лицам реквизитов вашей банковской карты, ПИН-кода, логина, пароля и (или) средств подтверждения операций в интернет-банке, а также небрежное хранение карты и информации о ПИН-коде (логине и т.п.), в результате чего к ним получили доступ третьи лица.

Важно!

  1. Пропуск установленного срока уведомления о несогласии не означает невозможность оспорить операцию, с которой вы не согласны. Мошеннические операции могут совершаться при отсутствии вашей вины (например, если реквизиты карты стали известны мошенникам в результате установки ими скимминговых устройств на банкомат). Поэтому обращайтесь в банк с претензией всегда, если вы обнаружили операцию, с которой не согласны.
  2. В случаях, когда банк отказывает в восстановлении денежной суммы на счете, обращайтесь в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела. Это позволит установить отсутствие вашей вины в содеянном, получить дополнительные доказательства о способе мошенничества и в последующем обратиться в суд с гражданско-правовым иском. 

Рекомендуем к прочтению:

Незаконно снизили зарплату. Что делать? | «Можно»