Содержание статьи

Закупки необходимых товаров, работ и услуг (далее товаров) каждая организация может проводить любым удобным ей способом. Но есть организации, которые обязаны проводить закупки только определенным способом – на основании Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее Закон 44) и Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее Закон 223).

Как осуществляются закупки

Законом 44 обязаны руководствоваться государственные организации и другие лица, при выполнении государственных заказов в части закупок для этих заказов. Закон 223 применяется государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, юридическими лицами, доля государства в уставных капиталах которых превышает 50%, субъектами естественных монополий.

Для осуществления закупок Заказчики размещают заказ с конкретными характеристиками работ или нужной продукции на электронных торговых площадках, где предприниматели, желающие участвовать в торгах, могут оставить заявку. Поставщика определяют в ходе конкурсных процедур. В зависимости от вида торгов, побеждает тот, кто предложил самую низкую цену или лучшие условия исполнения контракта.

Все заказы можно найти в единой информационной системе (ЕИС) на сайте http://www.zakupki.gov.ru. Там публикуются данные об актуальных и состоявшихся торгах. Найти необходимый тендер можно с помощью фильтров и ключевых слов.

Как проходят торги

Торги проходят на специальных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП), аккредитованных правительством: восьми общедоступных и одной специализированной.

Чтобы участвовать в торгах, нужно пройти регистрацию и использовать полученную учётную запись для подключения к ЕИС и, если необходимо, зарегистрироваться на выбранной ЭТП. Отслеживать тендеры лучше в единой системе.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Но есть некоторые ограничения:

  • В сфере государственных закупок часто важен так называемый «национальный признак». Заказчик указывает в требованиях к тендеру обязательное условие: ему нужен товар только отечественного производства, и это придётся подтвердить сертификатом или другим документом.
  • В зависимости от вида работ, могут понадобиться специальные лицензии и разрешения. Например, если предприниматель участвует в конкурсе на оказание геодезических работ, ему придётся предоставить сертификат, подтверждающий право заниматься этой деятельностью. Внимательно изучайте карточку тендера, прежде чем подать заявку.
  • Конкурс может проводиться только для СМП — субъектов среднего и малого предпринимательства. В таких тендерах не могут участвовать крупные компании и физические лица. В этом случае к заявке прикладывается справка из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Есть закрытые государственные закупки — их проводят для нужд обороны страны, в ситуации ликвидации ЧС и выполнения прочих работ, часто связанных с гостайной. В таких тендерах можно участвовать только по приглашению заказчика.

Требования заказчика к тендеру

Для каждого тендера заказчик выставляет определённые требования. Некоторые из них установлены в законах и универсальны. Например, участвовать в торгах по ФЗ-44 не могут организации с налоговыми задолженностями или находящиеся в стадии ликвидации или банкротства. Остальные требования указываются в конкурсной документации состоящей из правил закупки, включающих информационную карту, где в сжатом виде размещается информация об условиях закупки – цене, сроках поставки и т.д., технического задания, определяющего конкретные параметры необходимого товара, проект договора. Необходимо иметь в виду, что договор нельзя изменять, поскольку его условия одинаковы для всех участников закупки.

Обязательно следуйте требованиям заказчика. Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке. Обратите внимание на тонкости – цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д. Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок. До начала торгов Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время.

Внимательно отнеситесь к оформлению заявки, Заказчик может отклонить заявку из-за того, что в ней не хватает каких-то документов, не указаны точные параметры товара или предоставлена недостоверная информация.

В случае, если что-то непонятно в конкурсной документации, необходимо обратиться за разъяснениями к Заказчику. Для этого в конкурсной документации обязательно указываются контактное лицо и способы связи с ним – телефон, электронная почта, местонахождение.

Обеспечение заявки

В зависимости от закона, регулирующего тендер, нужно не просто собрать пакет документов и подать заявку, но и предусмотреть расходы на обеспечение: перевести процент от начальной суммы контракта на специальный счёт. Обеспечение заявки — деньги, которые вносят участники в качестве гарантии заключения договора в случае выигрыша. Если победитель заключать контракт не станет, деньги не вернут.

По нормам ФЗ-44, такое обеспечение можно не устанавливать для закупок до 1 миллиона рублей. По нормам ФЗ-233, обеспечение устанавливать нельзя, если контракт на сумму до 5 миллионов рублей. Размер обеспечения заявки варьируется от 0,5 до 5 % от начальной (максимальной) стоимости контракта.

Не всегда конкурсная документация требует в виде обеспечения замораживать деньги на спецсчёте, часто в качестве альтернативы возможно использовать банковскую гарантию. Условно, в случае необходимости банк поручается выплатить нужную сумму за вас. Обращаться за гарантией нужно в аккредитованные Министерством финансов банки.

Итоги торгов

Итоги проведения торгов оформляются протоколом, который публикуется на площадке, где проводятся торги.

В случае если вы победили, подпишите контракт в указанный в закупке срок и выполняйте его в точности, поскольку, если вы допустите нарушение контракта, то заплатите не малый штраф, будете внесены в черный список и не сможете участвовать в других закупках.

Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:

  • сколько было участников и какую цену они предлагали;
  • на сколько процентов снизилась цена;
  • кто признан победителем, соответствует ли победитель требованиям, предъявляемым заказчиком.

В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли, чего вам не хватило для победы: опыта, квалифицированных кадров, лицензий? Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах.

Консультация юриста в Москве

Нужно обжаловать итоги тендера?

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Обжалование итогов тендера

Любой участник конкурса после объявления победителя может обжаловать итоги состоявшегося тендера.

Обжаловать можно действия или бездействия Заказчика, участников закупочных комиссий, оператора электронной площадки. Сделать это можно несколькими методами:

  1. Внесудебный порядок, который подразумевает отправку жалобы в Федеральную антимонопольную службу России.
  2. Судебный порядок путем подачи искового заявление в Арбитражный суд.

Эти методы защиты прав участников имеют равное значение, но есть некоторое преимущество обжалования в антимонопольном органе в административном порядке — это оперативность: жалоба в ФАС проходит процедуру рассмотрения не более 14 дней. А вот судебный процесс может длиться несколько месяцев.

Алгоритм обжалования по Закону 44-ФЗ

В ст.105 Закона 44 говорится, что любой участник закупки способен обжаловать действия или бездействия в случае, если происходит нарушение его прав и законных интересов. Обратите внимание на то, что нарушение прав и интересов придется доказывать, а именно в чем оно заключается, как произошло, почему нарушает права. После окончания принятия заявок обжалование может произвести лишь участник закупки, который подал заявку.

Сроки обжалования по 44-ФЗ

  1. Условия конкурса и положения  документов могут быть обжалованы до истечения срока приёма заявок.
  2. Порядок действий заказчика или комиссии заказчика в период закупки, в том числе выбор победителя закупки, могут быть обжалованы не позже 5 дней со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.
  3. Действия или бездействия, которые связаны с подписанием контракта, обжалуются до подписания контракта.

После истечении указанных сроков обжалование по Закону 44 проводится только в судебном порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Алгоритм обжалования по 223-ФЗ

Обжалование по Закону 223 регламентируется Федеральным законом “О защите конкуренции” № 135-ФЗ от 26.07.2006. Статьей  18.1 Закона устанавливается, что каждый участник вправе обжаловать действия (бездействия), если они ограничивают его права и законные интересы. Когда заканчивается приём заявок, лишь участник закупки может осуществить обжалование. Кроме того, заявителем-подателем жалобы могут стать Корпорация развития субъектов малого предпринимательства, органы власти субъектов Российской Федерации, которые производят мониторинг или оценку соответствия процедур закупок закону. В то время, как Закон 44 не ограничивает причины обжалования, Закон 223 имеет конкретный перечень причин, которые описываются в части 10, статьи 3 Закона 223. Вот некоторые из них:

  • Совершение закупки с нарушением Закона 223 или Положения о закупке. (Эта причина фигурирует в 99% жалоб, поэтому в обращении, которое готовится для ФАС или суду, рекомендуется указывать ссылку на статью Закона);
  • Нарушения, которые были допущены ОЭП;
  • Отсутствие размещения в ЕИС данных или нарушение сроков;
  • Требование от участников закупки выполнения условий, которые не предусмотрены в документах;
  • Отсутствие размещения в ЕИС данных, описывающих объём закупки у СМП за год.

Сроки обжалования по 223-ФЗ

  1. Обжалование положений документации возможно до истечения срока приёма заявок.
  2. Действия заказчика или комиссии заказчика в период осуществления закупки по Закону 223 обжалуются не позже 10 дней со дня подведения итогов.
  3. В случае, если заключение договора не произошло или торги признаны несостоявшимися обжалование возможно не позднее 3 месяцев после принятия соответствующего решения.

После истечении указанных сроков обжалование по Закону 223 проводится только в судебном порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.


Рекомендуем к прочтению:

Порядок подачи жалоб в арбитражный суд: основания, порядок, сроки

Авторский подкаст «Следователь Позвонит»

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.