Содержание статьи
- Слияние как форма реорганизации
- Отличие слияния от присоединения
- Порядок слияния юридических лиц
- 1 этап – подготовка документов к проведению реорганизации
- 2 этап. Инвентаризация активов
- 3 этап. Получение предварительного согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме слияния
- 4 этап. Принятие решения о реорганизации в форме слияния
- 5 этап. Уведомление регистрирующих органов
- 6 этап. Налоговая проверка
- 7 этап. Регистрация выпуска ценных бумаг
- 8 этап. Государственная регистрация общества, создаваемого в результате слияния
Слияние как форма реорганизации
Слияние юридических лиц – это одна из форм реорганизации, в результате которой объединяются имущество и деятельность двух или нескольких компаний с целью создания нового юридического лица, которое будет выступать правопреемником по всем обязательствам объединяющихся компаний.
Отличие слияния от присоединения
Отличие слияния от присоединения заключается в том, что в результате первого создается новое юридическое лицо, а все компании, участвовавшие в этом процессе, прекращают свое существование и исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). При присоединении же — выбирается одно лицо, к которому будут присоединяться остальные, оно не закрывается, а из ЕГРЮЛ исключаются только присоединяющиеся лица.
Действующим законодательством допускается реорганизация юридических лиц, созданных в различных организационно-правовых формах (например, слияние ООО и АО и создание нового ООО).
Порядок слияния юридических лиц
Процесс слияния следует разделить на несколько этапов.
1 этап – подготовка документов к проведению реорганизации
На данном этапе необходимо подготовить проекты необходимых документов: договора о слиянии и устава нового общества, которое будет создано в результате реорганизации. Сторонами такого договора являются общества, участвующие в реорганизации в форме слияния. При этом, обязательные требования к договору о слиянии различаются в зависимости от того, в какой организационно-правовой форме будет создано общество-преемник. Если в договоре о слиянии отсутствуют обязательные условия, он может быть признан в судебном порядке незаключенным либо недействительным.
Общими требованиями являются положения: о порядке и условиях слияния, порядке обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества (конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ), а также о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников (акционеров). Кроме названных данных применительно к вновь создаваемому АО договор о слиянии должен в обязательном порядке содержать:
- указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии;
- список членов ревизионной комиссии создаваемого общества;
- список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
- указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества;
- наименование регистратора создаваемого общества и сведения о его месте нахождения.
Параллельно с договором разрабатывается и устав новой компании, которая возникнет на месте объединившихся фирм. Какие-либо особые требования к уставу общества, создаваемого в связи со слиянием, действующее законодательство не предусматривает.
Документом о правопреемстве выступает согласно действующему законодательству передаточный акт, который составляется на основании инвентаризации и утвердить который должна каждая организация, участвующая в слиянии. Вместе с тем, наличие передаточного акта при слиянии в силу возникновения универсального правопреемства (переход прав и обязанностей к новой организации в полном объеме) признано Верховным Судом РФ необязательным (Постановление Пленума от 23.06.2015 г.).
2 этап. Инвентаризация активов
Инвентаризацию проводит комиссия в сроки, установленные приказом руководителя организации. При инвентаризации проверяют фактическое наличие активов и обязательств и сравнивают их с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражают в инвентаризационных описях (актах).
3 этап. Получение предварительного согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме слияния
Надо иметь в виду, что слияние коммерческих организаций в случаях когда:
- суммарная стоимость активов новой компании по данным бухгалтерского баланса превышает 7 млрд. руб. или
- суммарная выручка сливающихся организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд. руб.,
может быть осуществлено только с согласия Федеральной антимонопольной службы.

Нужна помощь в слиянии компаний?
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
4 этап. Принятие решения о реорганизации в форме слияния
После подготовки указанных выше документов каждая из сливающихся фирм проводит общее собрание акционеров, где ею принимается решение о реорганизации, а также утверждаются договор о слиянии, устав будущей компании и передаточный акт. Решением о реорганизации в случае создания акционерного общества необходимо также утвердить решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению.
Затем должно быть проведено совместное общее собрание участников (акционеров) реорганизуемых в форме слияния обществ, на котором избираются органы управления новой компании. Оформите данное решение единым протоколом совместного общего собрания участников реорганизуемых в форме слияния обществ.
Общие собрания участников (акционеров) в целях экономии времени целесообразно проводить одновременно в одном месте.
5 этап. Уведомление регистрирующих органов
После того, как принято решение о реорганизации, необходимо уведомить об этом ФНС, направив в течение 3 рабочих дней после принятия решения о реорганизации, письменное уведомление о начале процедуры реорганизации. При слиянии такое уведомление обычно направляет компания, последняя принявшее решение о реорганизации, прикладывая к форме уведомления решение о слиянии каждой из фирм-участников. На основании такого уведомления ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.
В эти же сроки необходимо направить уведомление о реорганизации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). В нем указываются сведения:
- о каждом участвующем в реорганизации и создаваемом юрлице;
- форме реорганизации;
- порядке, сроках и условиях для предъявления требований кредиторами.
За невнесение или несвоевременное внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ установлена административная ответственность в виде штрафа до 10 000 рублей.
Реорганизуемое юридическое лицо также в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в ФНС обязано в соответствии с законом уведомить в письменной форме известных ему кредиторов о начале реорганизации. После опубликования сообщения кредиторы реорганизуемых обществ могут предъявить в судебном порядке требования о досрочном исполнении обществами своих обязательств. Вместе с тем, требования, заявленные кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.
6 этап. Налоговая проверка
Реорганизация юридического лица является основанием для назначения выездной налоговой проверки, в ходе которой налоговики проверят деятельность каждой из сливающихся компаний за три предшествующих календарных года.
7 этап. Регистрация выпуска ценных бумаг
При образовании в процессе реорганизации в форме слияния нового акционерного общества необходимо зарегистрировать выпуск ценных бумаг. Документы для госрегистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, представляются в Банк России, который принимает решение о государственной регистрации выпуска до внесения в ЕГРЮЛ записи о госрегистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
8 этап. Государственная регистрация общества, создаваемого в результате слияния
Документы на госрегистрацию можно подать только через три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.
Для регистрации представляются:
- заявление о государственной регистрации по установленной форме;
- устав общества, создаваемого в результате слияния;
- договор о слиянии;
- передаточный акт (при наличии);
- документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного номера (для АО);
- документ об уплате госпошлины.
Государственная регистрация общества, созданного в результате реорганизации, осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов.
Государственная регистрация юрлица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется по месту нахождения реорганизуемого юрлица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.
В ФНС документы могут быть направлены несколькими способами:
1) почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;
2) непосредственно;
3) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая единый портал госуслуг;
4) через МФЦ.
Срок государственной регистрации нового общества, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния – не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в ФНС.
Рекомендуем к прочтению:
Порядок ликвидации юридического лица
Авторский подкаст «Следователь Позвонит»
Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.
Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.